«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Л. С. Выготский
Уважаемые родители, осталось менее чем полгода как наши дети переступят порог школы. Некоторые уже начинают подготовку: покупка рюкзака, письменных принадлежностей и т.д. Но мы не всегда задумываемся, на сколько готов наш ребенок к школе. Предлагаю Вашему вниманию некоторые критерии, умения и знания которые необходимы первокласснику.
К началу обучения в школе дети должны уметь:
- Строить сложные предложения разных видов;
- Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
- Находить слова с определенным звуком;
- Определять место звука в слове;
- Составлять предложения из 3-4 слов;
- Членить простые предложения на слова;
- Членить слова на слоги (части);
- Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
- Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
- Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
- Иметь представления о сезонных явлениях природы;
- Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
-
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
- Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
- Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
- Цифры 0,1,2,3,4, 5,6,7, 8,9;
- Знаки +, =, >, <;
- Название текущего месяца, последовательность дней недели;
- Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
- Соотносить цифру и число предметов;
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- Пользоваться арифметическими знаками действий;
- Измерять длину предметов с помощью условной меры;
- Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
- Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
- Ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?
- Умение правильно произносить все звуки речи и различать их па слух.
- Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
- Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.
- Умение отвечать на вопросы и задавать их.
- Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов.
- Умение составлять рассказы о предметах (но плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок).
- Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
- Социально-психологическая готовность к школе:
- Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
- Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом* ножницами);
- Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева -справа);
- Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
- Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
- Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
Первый тест - для родителей
В каком состоянии готовность ребенка к школе, есть ли у него интерес к обучению?
Ответьте на вопросы, за каждый положительный ответ - плюс один балл, за отрицательный - 0 баллов.
- Хочет ли Ваш малыш идти в школу?
- Привлекает ли ребенка то, что в школе он о многом узнает, многому научится, и ему будет интересно учиться?
- Может ли ваш малыш самостоятельно выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, которое требует сосредоточенности на протяжении 30 минут (например, складывать что-то из конструктора)?
- Как ваш ребенок чувствует себя в присутствии незнакомых людей - свободно и непринужденно?
- Умеет ли Ваш малыш составлять рассказ по рисунку из 5-6 предложений (не менее)?
- Знает ли Ваш ребенок несколько стихотворений наизусть? Может он их рассказать?
- Умеет ли Ваш малыш изменять имена существительные, по числам (единственное, множественное)?
- Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?
- Умеет ли малыш считать до двадцати и в обратном порядке?
- Может ли Ваш ребенок решать простые задачки на добавление и вычитание единицы?
- У малыша твердая рука (уверенно и крепко держит в руке карандаш и т.д.)?
- Малыш любит раскрашивать и рисовать простые картинки?
- Может ли ребенок сделать аппликацию, пользуясь клеем и ножницами?
- Может ли малыш собрать разрезанную на пять частей фотографию или картинку за 1 минуту?
- Знает ли Ваш ребенок названия домашних и диких животных?
- Может ли Ваш малыш обобщать понятия (например: яблоко, груша, слива - фрукты)?
- Может ли Ваш малыш самостоятельно рисовать, лепить, собирать мозаику и так далее?
- Может ли Ваш ребенок понимать и точно следовать словесным инструкциям?
Если вы насчитали:
15-18 баллов — Ваш ребенок вполне готов идти в первый класс;
10-14 баллов— ребенок уже многое умеет, и обратите внимание на суть тех вопросов, ответ на которые был отрицательным. Именно они являются подсказкой, над чем нужно поработать, на что обратить внимание!
9 и менее баллов — в ближайшее время Вам не рекомендуется отправлять ребенка в школу, ему нужна Ваша помощь, а, может быть, и помощь специалиста. Предстоит еще немало поработать, прежде чем малыш пойдет в школу!
|